УПРАВЛЕНИЕ ПРИВАТНОСТЬЮ В ПРОФИЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ: АНАЛИЗ ТЕОРИИ САНДРЫ ПЕТРОНИО

Выпуск: №01/2020

Том: 1

В статье обсуждается возможность применения теории управления приватностью в коммуникации (Communication privacy management) Сандры Петронио для исследования самораскрытия пользователей в профиле социальной сети. В связи с возросшей популярностью социальных сетей и приложений, использующих открытые данные пользователей, конфиденциальность личных данных стала одной из важных областей исследований. Однако принятие решения относительно раскрытия личных данных и степени их приватности в онлайн-пространстве представляет собой более сложный процесс по сравнению с традиционными видами коммуникации. Он не может быть объяснён с точки зрения классических моделей самораскрытия, созданных в эпоху до Интернета. Цель данной статьи — рассмотреть процесс управления приватностью в профиле социальной сети (в коммуникации «один-ко-многим») и проверить, возможно ли объяснить данный процесс с помощью теории Сандры Петронио. Проведённый в статье анализ литературы позволил выделить характерные особенности управления приватностью в профиле: пользователь не может видеть реакцию других на раскрытие своих данных, при этом он сталкивается с такими явлениями как воображаемая аудитория и коллапс контекстов. Всё это затрудняет осознание состава реальной аудитории и проведение наиболее верных границ приватности. Критический анализ основных положений теории Сандры Петронио показал, что теория позволяет описать социальные отношения, возникающие при управлении приватностью в профиле, и определить права и обязанности участников процесса коммуникации. В то же время авторами отмечается, что теория не учитывает некоторые особенности онлайн-контекста. Например, администрация социальной сети всегда является совладельцем информации, которую раскрыл пользователь. При этом у него нет возможности договориться с другими пользователями о правилах приватности, поэтому ответственность за приватность личных данных лежит на самом пользователе. В дополнение к уже описанным в данной теории факторам, оказывающим влияние на процесс принятия решения о приватности информации, авторы приводят факторы, имеющие значение в онлайн-среде.

Ключевые слова : самораскрытие, личные данные, социальные сети, профиль, теория управления приватностью

Основные положения : В статье обсуждается возможность применения теории управления приватностью в коммуникации (Communication privacy management) Сандры Петронио для исследования самораскрытия пользователей в профиле социальной сети. В связи с возросшей популярностью социальных сетей и приложений, использующих открытые данные пользователей, конфиденциальность личных данных стала одной из важных областей исследований. Однако принятие решения относительно раскрытия личных данных и степени их приватности в онлайн-пространстве представляет собой более сложный процесс по сравнению с традиционными видами коммуникации. Он не может быть объяснён с точки зрения классических моделей самораскрытия, созданных в эпоху до Интернета. Цель данной статьи — рассмотреть процесс управления приватностью в профиле социальной сети (в коммуникации «один-ко-многим») и проверить, возможно ли объяснить данный процесс с помощью теории Сандры Петронио. Проведённый в статье анализ литературы позволил выделить характерные особенности управления приватностью в профиле: пользователь не может видеть реакцию других на раскрытие своих данных, при этом он сталкивается с такими явлениями как воображаемая аудитория и коллапс контекстов. Всё это затрудняет осознание состава реальной аудитории и проведение наиболее верных границ приватности. Критический анализ основных положений теории Сандры Петронио показал, что теория позволяет описать социальные отношения, возникающие при управлении приватностью в профиле, и определить права и обязанности участников процесса коммуникации. В то же время авторами отмечается, что теория не учитывает некоторые особенности онлайн-контекста. Например, администрация социальной сети всегда является совладельцем информации, которую раскрыл пользователь. При этом у него нет возможности договориться с другими пользователями о правилах приватности, поэтому ответственность за приватность личных данных лежит на самом пользователе. В дополнение к уже описанным в данной теории факторам, оказывающим влияние на процесс принятия решения о приватности информации, авторы приводят факторы, имеющие значение в онлайн-среде.

Полный текст PDF